Научный центр истории российского предпринимательства IX-XXI вв. (НЦ ИРП)
Директор центра: Девлетов Олег Усманович, акад. Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ), д.полит.н., проф.
НЦ истории российского предпринимательства IX-XXI вв. – научно-исследовательское подразделение Академии, учрежденное в 2017 г. по инициативе руководства Академии и ведущих отечественных учёных в данной области знания. Центр создан в честь 150-летия основания Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков, наиболее авторитетного торгово-промышленного союза России XIX-начала XX вв.
Миссия НЦ ИРП:НЦ ИРП изучает вопросы зарождения, становления и развития предпринимательства в многовековой истории нашего Отечества. Для того чтобы современная Россия достигла успеха на экономическом поприще жизненно необходимо обращение к историческому наследию. Наша страна обязательно должна восстановить историческую память и справедливость относительно вклада российского предпринимательства в историю страны. Нам нужно сформировать новые тренды позитивного отношения к бизнесу и людям-предпринимателям, меценатам, благотворителям современной эпохи.
Задачи НЦ ИРП:- содействовать сохранению исторической памяти о людях, российских предпринимателях, которые внесли большой личностный вклад в развитие Отечества;
- содействовать процессу объективного отражения роли предпринимательства в истории государства;
- содействовать популяризации результатов деятельности отечественных предпринимателей (как прошлых времен, так и современных);
- содействовать широкому вовлечению общественности в составление «новой летописи» российского предпринимательства;
- содействовать формированию положительного образа предпринимателя;
- через обращение к опыту прошлого способствовать формированию патриотического отношения к Родине у подрастающего поколения;
- содействовать популяризации в обществе профессии предпринимателя.
Под руководством известного историка отечественного предпринимательства проф. О.У. Девлетова сотрудники центра в настоящее время осуществляют издание следующих проектов:
- «Фундаментальная история российского предпринимательства в 6 тт.»
- «Малая история российского предпринимательства в 2-х тт.»
- «История и традиции русского купечества»
История российского предпринимательства – составная часть отечественной истории. Нельзя глубоко и всесторонне понять прошлое нашего народа, не вскрыв и не осознав его деловую жизнь, не ознакомившись с её творцами. Ключевой фигурой деловой жизни выступает предприниматель. Поэтому необходимо прежде всего уяснить содержание этого понятия.
Наиболее общее его толкование обнаруживается в третьем томе толкового словаря В.А. Даля. По Далю, предприниматель – человек, который что-либо предпринимает. А слово «предпринять» или, что тождественно, «предприять» означает затевать, решиться исполнить какое-либо дело, приступить к совершению чего-либо большого. От термина «предприять» происходит термин «предприимчивый», который характеризует человека, склонного к предприятиям, смелого, решительного, отважного в такого рода делах.
Современные представления о предпринимателях также исходят из того, что это – люди смелые, решительные, инициативные. По меткому определению Г.Н. Гинса, «предпринимателем является человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата».
В современной литературе выделяют более 20 качеств личности «идеального предпринимателя». Наиболее распространенными из них являются:
- упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;
- самостоятельность мышления и практических действий, умение найти свою нишу в системе рынка;
- способность организовать и заинтересовать людей, придать их деятельности целенаправленный характер;
- способность убеждать и устанавливать деловые связи, а также личные контакты;
- умение преодолевать консерватизм собственного мышления, инерцию окружающей среды;
- насущная потребность свободы действий;
- способность самостоятельно определить свою судьбу;
- высокая информированность о клиентах, конкурентах и в целом о сфере бизнеса.
Что же характеризует предпринимателя как личность? Прежде всего, внутреннее стремление к поиску, новаторству, к активной преобразующей и созидательной деятельности в интересах общества. Вероятно, это и есть тот тип личности, которую Л.Н. Гумилёв определил как личность пассионарную, и которая, согласно его концепции, обладая огромной энергией, способна воздействовать на окружающих ее людей и совместно с ними создавать очаги локальной цивилизации.
Определив характерные черты личности предпринимателя, нетрудно понять мотивы его деятельности. До недавнего времени как в литературе, так и в общественном сознании они сводились в основном к самообогащению. О других предпринимательских мотивах практически речи не шло. На самом деле спектр деловой мотивации гораздо шире и многообразнее. Он включает в себя стремление занять должное место в обществе, приобрести власть, доказать свое превосходство над другими, продолжить семейные традиции и т.д. Настоящий предприниматель действует не только ради денег, обогащения. Его увлекает масштабность и новизна, казалось бы, неподъемных задач. Именно в этом и состоит главное предназначение предпринимателя, когда предприниматель, обогащая себя, в то же время содействует приумножению богатства страны.
Другим базовым понятием является понятие «предпринимательство». В литературе наших дней обнаруживаются различные его определения. В одних публикациях, как правило, экономического направления, оно определяется как важнейшая экономическая функция, которая характеризуется риском, поиском и реализацией нововведений, комбинированием производственных факторов. В других работах предпринимательство определяется и трактуется как психология поведения и управления, предполагающая самостоятельное принятие решений, организационное новаторство, творческий поиск. В соответствии с третьим подходом предпринимательство определяется как особый вид человеческой деятельности, направленный на приумножение личного и общественного богатства и отличающийся:
- свободой в выборе направлений и методов деятельности;
- самостоятельностью в принятии решений;
- ответственностью;
- ориентацией на получение коммерческого эффекта и вероятной прибыли.
Исходя из вышеприведенных трактовок понятий «предприниматель» и «предпринимательство», можно считать, что предпринимательство выступает как один из важнейших видов человеческой деятельности, объективно сочетающий в себе личные и общественные интересы, обеспечивающий в конечном итоге приумножение общественного богатства.